воскресенье, 21 декабря 2014
Почти сутки мне потребовалось для того чтобы написать этот отзыв. Все заново пережить и разложить по полочкам. Решение пойти в первый день премьеры было спонтанным и неожиданным. Обычно я выжидаю, читаю отзывы, прикидываю что хоть примерно я могу увидеть и совпадет ли мое мнение с мнением окружающих. Здесь все с чистого листа. Имея в памяти лишь сюжет, картинку прошлого.
читать дальшеКогда я в первый раз услышала о том что будет в нашем оперном «Тангейзер», то это не могло не заинтересовать. Что же будет? Монументальная классика, где роскошь костюмов и декораций, переплетется с роскошью музыки и всем этим великолепием задавят зрителя, оставив после себя лишь выдох восторга. Или это будет что попроще, но обязательно с режиссерским подвывертом или…. Или они решат пойти дальше. И они решили… причем настолько это было неожидаемо, что в первые моменты был вопрос «Какого….? Да неужели ….?».
Наш новосибирский «Тангейзер» остался не понят. Увы. Люди привыкли видеть ожидаемую картинку. Было написано вот так, значит так и будет. Шаг влево, шаг вправо …расстрел. Ну что там , ах современная постановка, ну да, ну да. Ну костюмы, декорации … а остальное вот так как написано. И есть же четкая граница между сценой и залом. Занавес открывается….нет занавеса не было. Вот такой сюрприз. И с первых минут чувствуется замешательство зала, напряжение…мы неожиданно сторонние наблюдатели съемочного процесса. Сценка в сценке. Причем тут режиссер, ведь главный герой был …. ? Акт второй – и мы в эпицентре действия, которое разливается по залу, закручивая в водоворот эмоций. …. Третий –и все возвращается на сцену… и снова граница между залом и сценой.
Меня терзает самый главный вопрос: увидели ли зрители главное? То что идет через всю оперу тонкой, едва заметной стрункой. Тему одиночества и эгоизма, так плотно переплетенную вместе. Да именно эгоизма. Самого простого, живущего в каждом человеке. Увидели ли себя в Тангейзере? Признались ли сами себе? Да или нет? Ведь правда, особенно самая неприятная не признается человеком никогда…
Увидели ли зрители, точнее поняли они вторую тему, идущую параллельно. Тему любви. Она ведь не имеет четких границ и определений. Мы привыкли «мальчик любит девочку» и все. Точка. Но как же Любовь Матери? Та самая Всепоглощающая и способная Защитить, Успокоить, способная Прощать. И как часто в приступах эгоизма мы делаем больно, наносим смертельные раны Матерям… А они прощают. ….
И в каждое время, в каждой эпохе есть свои Тангейзеры. Те, кто не скрывался; те, кто оставались не поняты; те, кто становился эпицентом скандала, главным виновником и кого топтали, уничтожали и изгоняли…. Вот она – основная тема…
Печально было видеть и слышать как зрители воспринимали оперу в штыки с первых минут. Еще не начался первый акт, еще даже не зазвучала увертюра и … «Сейчас мы увидим хрень. Будем говорить что видели хрень». Отлично…. Едва начался второй акт , фраза соседки по ряду «слушай пойдем, а? Не ну это г….о, а не опера. Ее ничего не спасет». Честь и хвала спутнику этой дамы, уговорил остаться. И сколько таких фраз было слышно «Че за ерунда?» «Не ну он же вроде певец, при чем тут фильм», «Она же вроде любимая девушка, или его мама?». Не поняли. Хотели видеть уже сложившуюся в голове картинку, они не готовы были увидеть другое, большее. Пойти за режиссером глубже и открыть для себя самое главное.
Я не театральный критик. Я просто человек, который высказывает свое мнение. О работе режиссера – это превосходно. О музыкальной составляющей – в природе не существует слов для описания. Нужно быть тупым и глухим чтобы не прочувствовать Вагнера каждым нервным окончанием. Исполнение на высоте. … Я сделала вдох на увертюре и выдохнула лишь когда закрылся занавес. …
Увидела ли я ли в Тангейзере себя? Да. Признала эту правду – да.
И последнее. Все что создавалось гениями – создавалось на века, в наследие, нам, потомкам. Чтобы потом пронеся сквозь века, интерпретируя, трансформируя созданное мы находили, доносили и не теряли самое главное что закладывал в основу автор. Статичного и постоянного ничего не бывает. И то как ты воспринимаешь новое, говорит о твоей пластичности, способности изменяться вместе со временем. И если нужен только фундамент, только классика, никаких изменений, все табу, то ты…….тупиковая ветвь эволюции.
Пойду ли я второй раз? Однозначно да. И уже не одна, а с тем с кем можно подискутировать.
@темы:
заметки на полях,
моими глазами,
опера, вагнер,
Жизненное,
Люди,
Мысли вслух,
Наблюдения,
Настроение,
События